Занятие №2. История физической культуры. Зрелищный спорт в СССР.
16 ноября 2019Занятие №2 История физической культуры. Зрелищный спорт в СССР.
И снова доброго дня всем будущим чемпионам и их родителям. Мы продолжаем нашу бесплатную, дистанционную программу История физической культуры, записаться на которую можно в системе Навигатор 47
https://xn--47-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/8724-istoriya-fizicheskoi
программа МБУ ВСШОР История физической культуры
Хотели бы Вам напомнить, что тем, кто по окончании программы хочет получить для своего ребёнка Сертификат о прохождении программы. Необходимо пройти регистрацию: официально зарегистрироваться в программе Навигатор 47 и прислать к нам на почту ( navigator47vshor@yandex.ru )заявление или передать его во Всеволожск на Приютинскую 13. Сами онлайн уроки, которые будут размещаться на официальном сайте спортивной школы infosixa.beget.tech может читать или смотреть любой желающий. Напоминаем, что программа будет представлять собой видео уроки или текст, размещённый на нашем сайте раз в неделю по средам. Раз в месяц (в конце ноября, декабря, января) будут размещаться контрольные вопросы, правильные ответы на которые уже в конце января позволят Вашему ребёнку получить Сертификат (присылаем на электронную почту, указанную при регистрации) о прохождении программы, а Вам, возможно, узнать что-то новое об истории Олимпийских Игр, выдающихся спортсменах, необычных случаях и тенденциях развития физической культуры в нашей стране и в нашем регионе. А так же, хотим обратить Ваше внимание, что после регистрации в системе навигатор, Вам предоставляется возможность оставлять отзывы в личном кабинете о просмотренных видео уроках и о прочитанной информации. Мы будем рады читать Ваши отзывы, предложения и замечания, чтобы сделать наши уроки более познавательными и интересными для Вас.
Первый блок информации был размещен 6 ноября и в нем мы рассказали о Петре Францевиче Лесгафте, о первых Олимпийских играх современности и об участиии России в них. Наше второе занятие в основном касается периода после революции 1917 года до Олимпиады в Хельсинки 1952 года, куда впервые приехала команда СССР. Но мы постараемся нестандартно рассказать об этом периоде в разрезе зрелищного спорта в СССР.
Занятие №2 История физической культуры. Зрелищный спорт в СССР.
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения. Помимо этого общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях — универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня — одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира. В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется в:
— повышении роли государства в развитии физической культуры и спорта;
— широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
— продлении активного творческого долголетия людей;
— организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
— вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;
— использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
— резком увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;
— возрастающем объеме спортивного телерадио вещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и формировании здорового образа жизни;
— развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
— в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики. Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это — наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.
Физическая культура и спорт на пути реформ.
Одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития и профилактики правонарушений. Переход к новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций системы физической культуры и спорта. Изучение всех групп связей и проявлений социального феномена физической культуры – общих, частных и конкретных – может создать в конечном счете наиболее полную картину объекта изучения физической культуры и научно обоснованную структуру оптимального развития и управления. В этой связи особая роль принадлежит массовой физической культуре. Массовая физическая культура подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества, она является существенным фактором, определяющим качество здоровья и поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века из-за плохо продуманной политики, хронического отсутствия финансовых ресурсов и недостаточного внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный оздоровительный потенциал во многом был утерян.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем является демографическая ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании 2011 г. отмечено, что «…результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом». Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в системной программе. Решение этих комплексных задач предполагает, кроме использования чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг через систему их стандартизации и сертификации, применение социально-экономических инструментов государственного и общественного регулирования, основанных на маркетинговых и других системах стратегического менеджмента.
Такой подход предусматривает целенаправленное осуществление государственной политики через реализацию государственных программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.
Социалистическое государство и спорт.
Теории государственного социализма и практики современного зрелищного спорта возникли, практически одновременно, в конце XIX века, особо тесной связи между ними также не было. И то, и другое было продуктом индустриализации и урбанизации, но они редко фигурировали в общем контексте. Даже если социалисты и другие прогрессивно мыслящие интеллектуалы и думали о подобных вещах, в их понимании спорт, особенно зрелищ¬ный, являлся фактором, ослаблявшим перспективы революции. В ря¬дах большевистской партии, осуществившей революцию 1917 г.. оп¬ределенно было очень мало закоренелых болельщиков (если вообще были). При всем многообразии взглядов на левом политическом фланге накануне Первой мировой войны, большинство социалистов полага¬ли, что современный буржуазный профессиональный спорт, наряду с другими формами возникающей индустрии массовой культуры, деполитизирует рабочих и отвлекает их от классовой борьбы. Зре¬лищный спорт так же, как и джаз, кино, мюзик-холлы и парки раз-влечений, считался анестезирующим средством, создающим ирра¬циональный мир, далекий от мира политики. Несмотря на подчас примитивное изложение, эта теория содержала в себе зерно истины, ставшее основой для последующих, более сложных, теоретических построений. В результате, многие левые на протяжении всего двадца¬того столетия придерживались критического взгляда не только на буржуазный зрелищный спорт, но и на другие формы массовой культуры, и этот взгляд долгое время разделяла официальная совет¬ская наука.
Все эти годы, однако, массы рядовых советских граждан регу¬лярно посещали матчи и соревнования с участием профессиональ¬ных спортсменов. Зрелищные виды спорта пользовались широким распространением и любовью в Советском Союзе. В то же время, большинство этих соревнований были организованы государством, в разное время называвшим себя «марксистско-ленинским», «социа¬листическим» или «коммунистическим». В этой связи напрашивает¬ся вопрос: при той исторической нелюбви, которую левые питали к западному профессиональному спорту, какую роль играл зрелищный спорт в советской истории?
Летом 1937 г. семьдесят тысяч советских «любителей футбола» четырежды до отказа заполняли московский стадион «Динамо», что¬бы посмотреть встречи ведущих столичных клубов с командой баск¬ских футбольных звезд, представлявших борющуюся республикан¬скую Испанию.
Были ли эти зрители такими же невежественными, помешанными на футболе громилами, как те, что заполняли трибуны западных стадионов, или то были просвещенные советские гражда¬не, пришедшие поучаствовать в типично социалистическом спор¬тивном «празднике»? Что отличало (если отличало) советскую раз¬новидность зрелищного спорта от его буржуазной разновидности?
Об одном важном отличии можно сказать уже с самого начала. Те, кто занимался организацией советских спортивных мероприятий, закладывали в них определенно не капиталистические ценности.
Антикоммерциализм и формально любительский статус оказали глубокое влияние на эволюцию спорта в СССР. Спортсмены не должны были быть товаром, а сам спорт — источником прибыли для тех, в чьих руках находилась организация турниров и матчей. Для всего окружающего мира, в СССР не существовало и не могло суще¬ствовать профессионального спорта. Эта строго официальная точка зрения была ясно изложена в англоязычном предисловии к фотоаль¬бому о советских спортивных праздниках, вышедшему в 1939 г. Стра¬на знает и ценит своих чемпионов, говорилось в нем, но все эти чем¬пионы не профессиональные спортсмены. Это рабочие и служащие, красноармейцы, колхозники и студенты, посвящающие свое свобод¬ное время занятиям спортом. В СССР не знают, что такое профес¬сиональный спорт. Советским спортсменам нет нужды мерить звон¬кой монетой секунды и сантиметры своих рекордов; нет нужды «делать деньги» из футбольного мяча или боксерской перчатки.
Эти идеи всерьез воспринимались организаторами спортивных мероприятий, чего нельзя, однако, сказать об организуемых — зри¬телях и спортсменах. Зрелищный спорт всегда подразумевает нали¬чие публики — зрительской массы, пришедшей полюбоваться на достижения немногочисленных «героев». Сама структура зрелищно¬го спорта неизбежно подрывала одну из важнейших составляющих социалистического движения — идею социально-экономического равенства. Вопрос о профессионализме возникал сам собою. Если те, кто пришел посмотреть, платят за эту привилегию, то почему бы и тем, на кого они пришли посмотреть, не получать что-то за свое мас¬терство и потраченные усилия? Для практиков элитарных видов спор¬та: спортсменов, тренеров, клубных функционеров, — ответ был очевидным. С самых первых дней советского спорта звезд искали, их талант компенсировали и вознаграждали самыми разными спосо¬бами. В конце 1930-х годов Политбюро ЦК ВКП(б) официально по¬зволило футбольной команде «Спартак» выплачивать своим игрокам «стипендию» — сверх и помимо заработной платы — как «инструк¬торам» спортивного общества, к которому они принадлежали.
Впрочем, многих в СССР беспокоила подобная практика, так как она увеличивала вероятность возникновения спортивной эли¬ты, далекой по своим интересам от трудящихся классов. На уровне официальной идеологии это беспокойство приняло форму борьбы за чистоту любительского спорта — хотя и весьма отличного от того любительского спорта, который возник во второй половине XIX века в Англии.
Левые всегда считали, что отношение к спорту в виктори¬анской Англии было продиктовано стремлением аристократии сде¬лать его своей привилегией, не доступной для трудящихся классов. Ведь если спорт не будет способом зарабатывания на жизнь, то все¬рьез заниматься им смогут только те, кто в этом не нуждается. По¬этому поначалу руководство страны отказывалось от участия в олимпий¬ском движении, основанном на элитарном понимании любительства. В 1920-30-е годы СССР бойкотировали Олимпийские игры. Их заменяли собственные смотры спортивных достижений — парады ра¬бочих-физкультурников.
Здесь бы хотелось не на долго отступить от нашего рассказа и немного углубиться в факты и историю Олимпийских игр. Как вы помните, выше мы уже рассказывали о бойкотирование СССР Олимпийских игр в 1920 году, но не рассказать об олимпийском флаге и эмблеме мы не могли.
Олимпийский флаг и эмблема – одни из главных атрибутов Игр, которые с 1920 года используются на каждых соревнованиях без исключения.
Олимпиада – это уже больше, чем просто турнир, это больше, чем спортивное соревнование, больше, чем культмассовое мероприятие. Олимпиада – это целая жизнь. Хотя нет, скорее Олимпиада – это идеология. Да, точно, идеология.
И как у всякой идеологии, у Олимпиады есть свои идеологи, такие, как Пьер де Кубертен, свои атрибуты, такие, как олимпийская хартия, свои клятвы, гимны, герои. Также у Олимпиады есть свои символы, главными из которых являются флаг и изображенный на нем герб Олимпиады – пять переплетенных друг с другом колец разных цветов.
Начнем с главного – пять колец, символ который появляется на всех Олимпийских играх без исключения, начиная с 1920 года.
На классическом олимпийском флаге кольца изображены на белом фоне, символизирующем собой мир во всем мире. Этот символ пришел к нам из древней Греции, когда на время Олимпиады останавливались все войны и над цивилизацией воцарялся мир. Вот и в наше время президент Международного олимпийского комитета за несколько месяцев до игр отправляется в штаб-квартиру Организации объединенных наций, где призывает все страны остановить боевые действия на время проведения Олимпиады. Не все, конечно, его слушают, но символу это никак не мешает. Так что белое полотнище неизменно символизирует мир.
На белом изображены пять переплетенных между собой колец разного цвета. Каждое из них символизирует собой одну из пяти частей света, представители которых принимают участие в Олимпиаде. Синее кольцо – это Европа. Красное – Америка. Желтое – Азия. Черное – Африка. Зеленое, естественно, Австралия. Синее, черное и красное расположены в верхнем ряду, желтое и зеленое – в нижнем. Переплетаясь между собой, кольца символизируют единство всех частей света, всех континентов, всех рас, народов и стран перед лицом спорта.
Впервые идея использования пяти разноцветных колец на белом фоне была озвучена в 1913 году первым президентом и отцом основателем современных Олимпийских игр, французским бароном Пьером де Кубертеном. В том же году в парижском ателье Bon Marche был сшит первый экземпляр олимпийского флага.
Впервые флаг был вывешен на всеобщее обозрение в 1914 в зале Сорбонны во время торжеств по случаю 20-летия современного олимпийского движения. Этот экземпляр и является официальным образцом и эталоном для всех последующих его модификаци.
Впервые планировалось использовать флаг на Олимпиаде 1916 года. Однако те Игры были отменены из-за накрывшей Европу Первой мировой войны. Поэтому впервые белый флаг с пятью переплетенными кольцами зрители увидели в бельгийском Антверпене.
С тех пор флаг стал неотъемлемым атрибутом каждой Олимпиады, а пять олимпийских колец, герб Олимпиады, использовался в создании логотипов в разных сочетаниях и цветовых гаммах.
Логотипы
Максимальные изменения этот символ претерпел во время Олимпиады 1936 года, проводившейся в столице фашистской Германии, Берлине. Вместо привычных уже колец, расположенных в два ряда мир увидел традиционного немецкого орла, держащего кольца в своих лапах. Кольца, конечно, были переплетены между собой, но представляли, скорее, не два ряда, а один. Отдаленно традиции соблюдались, благодаря тому, что первое, третье и пятое кольца из этого ряда быль чуть приподняты по сравнению с остальными. И орел и кольца были выполнены в черно-белом цвете.
Эмблема Олимпиады 1936 года. Фото: www.globallookpress.com
С тех пор монохромные кольца часто использовались в логотипах Олимпийских игр разных годов, но никогда больше их порядок и расположение не нарушались.
Ну, вот немного мы окунулись в историю Олимпийских игр и теперь возвращаемся обратно к рассказу и попадаем мы в послевоенное время.
После Второй мировой войны в СССР согла¬сились признать олимпийские стандарты, но сделано это было лишь для того, чтобы принимать участие в Играх. В 1947 г., в ожи¬дании присоединения к олимпийскому движению, советское прави¬тельство приняло постановление о незаконности финансового возна¬граждения за достижения в спорте — чем, по сути, признало существование профессионализма до того, что, в общем-то, не было большим секретом. В советской прессе постоянно пересказывались истории о теневых методах набора спортсменов и полулегальных выплатах. Оплата выступлений звезд, тем не менее, не означала, что содержание спортивных команд и проведение спортивных меро-приятий было прибыльным бизнесом. Из того, что спортсмены были профессионалами, автоматически не следовало, что весь советский спорт строился на том же коммерческом фундаменте, что и профес¬сиональный спорт на Западе.
Присоединение СССР к Олимпийской хартии в 1952 г. означало, что он принял господствующие тогда в мире стандарты любитель¬ского спорта. Это не заставило прекратить материаль¬ное поощрение своих спортсменов. Просто отныне об этих выплатах стало невозможно говорить или писать в открытую. Соответственно, когда позже, уже в период перестройки, Советский Союз повернулся лицом к профессионализму, это не было актом окончательного при¬знания некой долго отвергаемой истины относительно природы че¬ловека и спорта. За семьдесят лет и сами понятия западного профессионализма и советского любительства силь¬но изменились. Различия между ними перестали бросаться в глаза.
В этом свете, вопрос о противоборстве между профессионализ¬мом и любительством приобретает гораздо меньшее значение, чем было принято считать. Раз во всем мире элитные спортсмены полу¬чали за свой труд вознаграждение в той или иной форме, тогда более важными вопросами становятся следующие: Кто контролировал со¬ветский спорт — бюрократы или бизнесмены? И какова была цель — прибыль или пропаганда? В этой связи период фиктивного люби¬тельства 1952-1988 гг. следует рассматривать как долгий, но исклю¬чительный эпизод в более продолжительной истории советского спорта. Люди, непосредственно вовлеченные в повседневную жизнь мира спорта, всегда понимали, что спортсмены высокого полета ну¬ждаются в материальной поддержке и обеспечении условий для шлифовки своего мастерства. И они получали такую поддержку, пускай при этом платившие им спортивные клубы и общества не были предприятиями в капиталистическом смысле.
На Западе долгие годы верили, что советский триумф буквально во всех олимпийских дисциплинах объяснялся интересом советских людей к так называемым неглавным видам спорта. Большинство ме¬далей вручались в таких видах спорта, которые на Западе, как пра¬вило, не пользовались большой популярностью. Если советские спортсмены побеждают в борьбе или в гребле на байдарках и каноэ, рассуждали там, отталкиваясь от законов рыночной модели, значит, их успех есть результат популярности этих видов спорта в СССР. Сегодня мы знаем, что советские спортсмены были лучшими в этих видах спорта именно потому, что правительство проводило созна¬тельную политику их поддержки. Медаль в тобоггане ценилась так же высоко, как медаль в баскетболе, а цель государства состояла в том, чтобы выиграть как можно больше медалей. Сами же советские лю¬ди были столь же безразличны к таким видам спорта, как и боль¬шинство людей во всем мире. Гребля, стрельба из лука или фехтова¬ние имели своего зрителя, но интерес к ним был не сравним с тем, которым пользовались ведущие профессиональные виды спорта в капиталистических странах. Если проанализировать цифры посе¬щаемости спортивных соревнований, то станет ясно, что круг дейст¬вительно массовых и зрелищных видов спорта в СССР был столь же узок, как и везде в мире.
Чтобы получить статус зрелищного, тот или иной вид спорта должен регулярно собирать на трибунах спортивных арен значитель¬ное число болельщиков, купивших туда билеты, и еще большее чис¬ло зрителей — у телевизионных экранов. Учитывая это определение, нетрудно заметить, что количество таких видов спорта в СССР было крайне ограниченно. Только футбол, мужской баскетбол и хоккей удовлетворяли указанным требованиям, и, что немаловажно, по со¬ставу участников и болельщиков, все три были мужскими видами спорта. Женские виды спорта, активно поддерживаемые правитель¬ством, играли роль политической витрины и большой зрительской поддержкой ни у женщин, ни у мужчин не пользовались. Но ни один вид спорта, будь то легкая атлетика, плавание, борьба или даже бокс, по количеству зрителей не мог даже приблизиться к футболу. Если не брать в расчет очевидное лицемерие советского спор¬тивного руководства, упорно называвшего своих спортсменов «лю-бителями», по крайней мере, один идеал барона Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения, оно разделяло искренне. Здоровое, активное участие признавалось более предпоч¬тительной формой отношения к спорту, чем пассивное созерцание. Соответственно, пользу зрелищного спорта в СССР государство ви¬дело, прежде всего, в том, что он вдохновлял людей на занятия спортом. Советские спортивные критики полагали, что пассивное созерцание спортивных представлений, исполняемых немногочис¬ленными профессионалами развращает и обесчеловечивает, в равной степени, и спортсменов, и публику. Поэтому «смотреть спорт» в СССР должно было означать нечто большее, чем просто приятный способ времяпрепровождения.
В нем присутствовала очевидная ди¬дактическая цель: улучшать здоровье и трудоспособность советских людей путем демонстрации им преимуществ физических упражне¬ний, одновременно пропагандируя и прививая такие ценности, как честность, послушность, дисциплина, самоотверженность, воспи-танность и равенство полов. Однако достичь задуманного не удалось. Советские граждане предпочитали видеть в спортивных зрелищах источник удовольствия и развлечения, сферу проявления откровенно мужской солидарности, место, где болельщики могли упражняться в шутливом цинизме и иронии и чтить героев по своему собственному выбору, а не по выбору государства.
Спартакиады
Поскольку в фокусе внимания марксистов всегда был труд, нет ничего удивительного в том, что понимание мира игры им давалось нелегко. В отличие от них, консервативные мыслители оказались бо¬лее подготовлены к изучению сферы досуга. Так, голландский исто¬рик Йохан Хёйзинга свою знаменитую работу «Ното Ludens» («Чело¬век играющий») полностью посвятил разнообразию мира игры. Для Хёйзинга игра (не синоним спортивной) есть нечто по сути своей иррациональное и не поддающееся анализу. Животные играют, пи¬сал он, и научились это делать задолго до человека: «Поскольку ре¬альный мир игры простирается шире сферы человеческой жизни, ее основания не могут находиться ни в одной из рациональных после¬довательностей, потому что это ограничило бы ее рамками челове¬чества». Хёйзинга попытался изобразить игровой импульс как неотъемлемую природную составляющую, которую человечество, в от¬личие от мира животных, использует для создания культуры. Со¬временный профессиональный спорт, однако, он элементом игры не считал. Для него организованные спортивные лиги, впервые появив¬шиеся в Великобритании в конце XIX века, находились «вне процесса создания культуры». Похожие претензии к профессиональному и зрелищному спорту высказывал и Кубертен, также являвшийся представителем консервативной мысли. Будучи приверженцем ари¬стократического любительского спорта современной ему Англии, он страшился массовых беспорядков, бывших частым спутником зре¬лищных видов спорта . Ортега-и-Гассет, который также желал видеть в спорте источник созидания и благородства, с не меньшим презрением относился к массам футбольных болельщиков, которые просто смотрят . Консервативный немецкий философ начала XX века Макс Шелер, пытаясь обосновать существование социальных иерархий, высказал одну идею, которая впоследствии стала крае-угольным камнем консервативной социальной теории — и, как ни странно, советской теории спорта.
Шелер утверждал, что обладающие высшими достоинствами члены общества должны служить ориенти¬ром для менее одаренных, а низы общества должны вдохновляться примером высших и лучших. По сути, в основе этой концепции лежало понятие ролевой модели — идея, ставшая сегодня одним из клише мира спорта. В 1930-е годы эту консервативную модель взяли на вооружение сталинские теоретики спорта, поместившие вдохнов¬ляющий пример как главную функцию спортивной элиты в центр своего видения зрелищного спорта.
В этом свете, многие советские воззрения по поводу спорта про¬тиворечили общепринятой в левой среде неприязни к зрелищному спорту как потенциально регрессивной форме народного досуга. Свой подход (правда, так и не нашедший последователей) предложил в 1923 г. Лев Троцкий, писавший о праве на существование, причем, возможно, длительном, самых разнообразных форм массового досу¬га, в том числе тех, которые отвергались другими левыми как по-рочные. В статье, озаглавленной «Водка, церковь и кинематограф», Троцкий писал о кино. Его оценки, однако, могут быть легко приме¬нены и к зрелищному спорту, который в России до и сразу после ре¬волюции 1917 г. был просто слабо развит: «Характер ребенка обна¬руживается и формируется в игре. Характер взрослого человека ярче всего высказывается в играх и развлечениях. Но и в формировании характера целого класса… как пролетариат, развлечение и игра мо¬гут занять выдающееся место… Стремление развлечься, рассеяться, поглазеть и посмеяться есть законнейшее стремление человеческой природы» (16). К сожалению, Троцкий не сумел развить свои взгля¬ды в отношении возможных форм, которые могли принять социали¬стические развлечения в постреволюционном обществе. Эта задача выпала на долю его политических оппонентов.
В контексте марксистской теории спорта, сталинская спортив¬ная доктрина также может быть рассмотрена как исключительная. Начиная с 1930-х годов, в СССР делалась ставка на развитие сорев¬новательного и высокорезультативного спорта, работающего на уже известные политические цели: прославление государства, рост про¬изводительности труда, повышение боеспособности армии. В сорев¬нованиях всегда были победители и проигравшие. В спорте не все были равны, и, по мере развития сталинского общества, становилось очевидно, что способности и талант требуют вознаграждения. Еще в 1931 г. Сталин выступил с осуждением уравнительной социальной политики и заявил, что сама идея равенства является «мелкобуржу¬азным» извращением. Следуя этим указаниям, руководители совет¬ского спорта продемонстрировали приверженность тем же самым формам социальной иерархии, которые вскоре возникли и во многих других областях жизни советского общества.
Этот наметившийся во второй половине 1930-х годов поворот представлял собой разрыв с прежними, характерными для левых, идеалами равенства и неприятия конкурентной борьбы. И хотя не все в революционном движении разделяли идею построения полно¬стью эгалитарного общества, симпатии к уравнительным тенденциям в политике испытывала значительная часть социалистов.
В 1920-е годы в СССР было немало приверженцев экспериментальных, под-час утопических, подходов к спорту, отвергавших и критиковавших соревнование. Однако споры о том, каким же должен быть под¬ход коммунистов к спорту, разрешились (по крайней мере, наверху) уже в 1925 г., когда было принято постановление ЦК партии о раз¬витии спорта и подготовке спортивной элиты. Атлеты, показы¬вающие высокие достижения в спорте, должны были играть ту же роль, которую позже играли сталинские герои труда — ударники и стахановцы. Их задача была пробуждать энтузиазм, вдохновлять своим примером менее способных и энергичных на более высокие свершения. В сжатом виде новый подход лучше всего отразил на¬стенный плакат того времени: «Каждый ударник — спортсмен; каж¬дый спортсмен — ударник».
Готовность, с которой мир спорта воспринял применение к нему государством орудия ролевой модели, со всеми ее консервативными составляющими, многое говорит о конформистской природе спор¬тивной жизни вообще. Спортсмены и тренеры были более приспособ¬лены к принятию политического порядка и дисциплины, навязывае¬мой извне, чем художники и интеллектуалы. В то же время, звезды всегда были одним из главных элементов зрелищного спорта, и го-сударство явно чувствовало необходимость в создании собственных звезд. Поэтому неудивительно, что поворот к антиэгалитаризму в спорте произошел на пять-шесть лет раньше, чем отказ от уравни¬тельных тенденций в большинстве других областей социальной, культурной и экономической жизни страны.
После Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство приняли на себя заботу о массовом развитии физкультуры и спорта в стране. Народная власть сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию. В 1920 году в Москве, на Гороховской улице (ныне Казакова), был открыт институт физической культуры, созданный по подписанному В. И. Лениным декрету Совета Народных Комиссаров. Но это было не первое, а уже второе по счету спортивное учебное заведение: первым таким вузом в стране стал институт имени П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге, открытый в 1919 году.
Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который состоялся в марте 1918 года и обсудил важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение — с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу страны. В Москве инструктора Всевобуча стали в основном спортсменами, передавшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы.
Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки.
В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте.
Огромное значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РПК (б) от 13 июля 1925 года «О задачах партии в области физической культуры», которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций. В Москве, как и повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество «Муравей», созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков «Муравья», в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки. Еще в 20-х годах вышел на международную арену советский футбол. В 1934 году сборная Москвы выиграла Кубок мира рабочих спортивных организаций, в том же году москвичи встретились с лидером профессионального футбола — чехословацкой командой «Жиденице» и победили со счетом 3: 2.
В 1935 году в Москве были сформированы команды новых, только что созданных спортивных обществ — «Спартак», «Локомотив», «Буревестник»; игра приобрела огромную популярность. Имена лучших столичных игроков — Михаила Якушина, Сергея Ильина, братьев Старостиных, Григория Федотова были на устах болельщиков всей страны. Футбол перешел даже на Красную площадь. В 1936 году, во время традиционного физкультурного праздника, главная площадь страны почти на целый день стала неузнаваемой: на брусчатке был раскатан огромный войлочный ковер с нарисованным футбольным полем, беговой дорожкой, легкоатлетическим сектором. Спортсмены общества «Спартак» провели показательные соревнования бегунов, а также матч двух футбольных команд. Эксперимент оказался удачным, «ковер-стадион» несколько лет участвовал на праздниках.
В России во всех школах и вузах было введено преподавание физической культуры. Перед советской молодежью открылись широкие возможности для занятий самыми различными видами спорта. В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне СССР». Рассказывая о комплексе ГТО, обязательно нужно вспомнить братьев Знаменских: самые первые шаги по беговой дорожке у них совпали со сдачей норм этого комплекса. В июне 1931 года Георгий и Серафим впервые попали на стадион московского завода «Серп и молот». И начались их удивительные победы над опытными, признанными бегунами! В спорт пришли талантливые самородки, и это было главной особенностью тех лет. Поистине всенародный, массовый размах физкультурного движения в нашей стране начинал приносить плоды рекордами, громкими победами, прославившими на весь мир имена многих спортсменов. Двадцать три раза улучшали братья Знаменские рекорды СССР, двенадцать раз они завоевывали титул чемпионов страны, не раз побеждали лучших зарубежных спортсменов на кроссе французской газеты «Юманите». Сейчас кросс «Юманите» носит имя братьев Знаменских.
После Октябрьской революции, в годы быстрого роста массового спортивного движения, даже крупнейшие старые спортивные площадки стали тесными. В 1923 году, к открытию 1-й Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки России, был построен стадион напротив нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Через год на северо-западе Москвы открылся стадион «Пищевик», вошедший впоследствии в комплекс стадиона «Юные пионеры». Деревянные трибуны «Пищевика» смогли вместить уже 12 тысяч человек! А вскоре неподалеку, в старинном Петровском парке, поднялись трибуны крупнейшего по тем временам не только СССР, но и в Европе стадиона «Динамо». Стадион «Динамо» был построен в предельно короткий срок: с того момента, как в парке появились топографы, до открытия спортивного комплекса прошло всего два года. Строители торопились, чтобы сдать его к 17 августа 1928 года, — торжественному открытию первой всесоюзной Спартакиады.
Спартакиада открылась парадом на Красной площади. Знаменательно, что это происходило в тот день, когда в Амстердаме завершились IX Олимпийские игры. Буржуазные спортивные деятели предсказывали провал Спартакиады, но провала не случилось, а наоборот был установлен своеобразный рекорд был установлен еще до начала стартов: в Москву со всех концов нашей страны приехали соревноваться 7225 спортсменов — больше, чем в Амстердам, куда собралось лишь 3015 представителей из 46 стран мира. Финал Спартакиады украсили футбольные матчи. Только что открытый стадион «Динамо» испытывался на предварительных нагрузках — казалось, весь город хотел посмотреть игры сборных Москвы, Ленинграда и Украины.
В 1936 году ВЦСПС принял решение о создании добровольных спортивных обществ. Опыт работы московских обществ «Динамо», «Спартак» показывал, что такая централизация усилий укрепляет коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях. 21 июня 1936 года при совете Народных Комиссаров СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. Советские спортсмены получили официальное представительство в руководящем органе страны. Как свидетельство всенародного признания заслуг спортсменов в 1934 году было установлено почетное звание — заслуженный мастер спорта СССР (наперед скажем, что звание заслуженный мастер спорта, только теперь России, до сих пор присуждается спортсменам за высокие достижения) Значок номер один получил ветеран-конькобежец Яков Федорович Мельников. В 1937 году постановлением ЦИК удостоились ордена Ленина спортивные общества «Динамо» и «Спартак». Тогда же, впервые а истории спорта, правительственные награды были вручены лучшим советским спортсменам и работникам физкультуры, среди которых были: футболисты А. и Н. Старостины, боксер В. Огуренков, теннисистка Н. Теплякова. Физкультура и спорт уже прочно вошли в быт СССР. И неудивительно, что в 1939 году был учрежден Всесоюзный день Физкультурника — праздник, ставший для российских людей ежегодным.
После Великой Отечественной войны Советский Союз вступил во многие международные спортивные федерации. Весной 1951 года с СССР был создан Олимпийский комитет. Лучшие спортсмены страны готовились к Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки. По итогам игр сборная СССР в неофициальном зачете разделила первое место с командой США. Эти и последующие Игры стали для наших спортсменов не только смотром мастерства, но и школой новых побед, прекрасным средством для дальнейшего развития физического движения. И каждая Олимпиада, входившая незабываемой вехой в историю мирового спорта, открывала все новые и новые имена победителей.
1956 год. Зимние Олимпийские игры в Кортина д’Ампеццо. Старт конькобежцев на дистанции 500 метров. В забеге участвуют двое — англичанин и русский. Короткие секунды борьбы, финиш. Хронометр фиксирует результат — 40, 2 секунды! Новый мировой и олимпийский рекорд! Отныне он принадлежит российскому спортсмену Евгению Гришину. Пресса называла тогда его результат фантастическим. 21 год Гришин почти не знал поражений в спринтерских дистанциях на всех катках мира. Он участвовал в трех Олимпиадах, долгое время был абсолютным чемпионом СССР. В победах Гришина воплотились все лучшие качества российской конькобежной школы, созданной знаменитым Н. Струнниковым, В. И П. Ипполитовыми, Я. Мельниковым.
1960 год. Летние Олимпийские игры в Риме. На помосте тяжелоатлетов — советский штангист Юрий Власов. Зрители потрясены — мировой рекорд «непобедимого» американского тяжелоатлета Андерсона превышен сразу на 25 килограммов! И мало кто тогда знал, что, когда Андерсон приезжал в Москву и выступал в Зеленом театре ЦПКиО имени М. Горького, был среди зрителей и молодой офицер Юрий Власов. А потом пять лет тренировок, упорных состязаний, неустанной работы — и вот он завоевал титул самого сильного человека планеты! После римской Олимпиады минуло много времени, но до сих пор имя многократного рекордсмена и олимпийского чемпиона Юрия Власова служит символом не только спортивных побед, но и мужества, воли, настойчивости, свойственных русскому человеку.
Отличился на Олимпиаде в Риме и велосипедист Виктор Капитонов: он буквально на последних метрах вырвал победу в шоссейной велогонке. До этого дня ни один из советских велосипедистов не выигрывал олимпийского первенства. 1964 год. XVII Олимпийские игры в Токио принесли третью золотую олимпийскую медаль московскому гребцу Вячеславу Иванову. Победы в Мельбурне, Риме и Токио, добытые в трудной борьбе с сильными соперниками, можно назвать спортивным подвигом.
В 1968 году на флагштоке зала «Гимназио Олимпико» в Мехико был поднят Государственный флаг СССР в честь нового олимпийского чемпиона, московского гимнаста Михаила Воронина. Его имя — целая эпоха в современной гимнастике. А познакомился Воронин с этим видом спорта в тринадцатилетнем возрасте на стадионе «Динамо», недалеко от которого жил. Секция «Юный динамовец», молодежная сборная общества, первенства Москвы, первенство СССР — и вот уже звание абсолютного чемпиона Европы, мира, пять медалей Олимпиады в Мехико.
И этот путь — от детской площадки стадиона до олимпийского пьедестала — прошли многие советские спортсмены.
1972 год. Одной из самых ярких страниц в истории нашего спорта стали XX Олимпийские игры, проходившие в Мюнхене. Никогда еще советским спортсменам не удавалось завоевать столько наград: 99 медалей, из них 50 – золотых. Золотые медали впервые завоевали наши баскетболисты, ватерполисты, мастера дзюдо. Впервые на спринтерских дистанциях 100 и 200 метров лучшим был советских бегун — киевлянин Валерий Борзов. Впервые олимпийским чемпионом стал советский прыгун в воду — москвич Владимир Васин.
1976 год. На XXI Олимпийских играх в Монреале прыжки в воду дали нашей команде медаль — на этот раз в соревнованиях женщин с 10 метровой вышки. Теперь «золото» было у восемнадцатилетней москвички Елены Вайцеховской. С триумфом выступила в Монреале и школьница Марина Кошевая: в заплыве брассом на стометровой дистанции она установила олимпийский рекорд и выиграла золотую медаль чемпиона.
23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву. В пользу столицы говорил авторитет советского спорта, завоеванный победами на международной арене. По сравнению с Олимпийскими играми 1976 года, на московской Олимпиаде прибавились соревнования по травяному хоккею, а также состязания ходоков на 50 километров. На новые весовые категории поделены дзюдоисты и штангисты, заменены два класса яхт. В итоге состязания прошли по 203 спортивным дисциплинам, и столько же комплектов золотых, серебряных и бронзовых медалей разыграют участники Игр. К сожалению, спортсмены США и многих других стран бойкотировали эту Олимпиаду.
В заключении скажем, что в настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой. Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений — также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни — увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д. — отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления К сожалению, государство в последние десять лет резко ограничило свое влияние на политику укрепления здоровья граждан и формирование их поведенческих устремлений к занятиям физической культурой и спортом. Если в советское время эта социальная сфера имела жесткое государственное регулирование и контроль, что обеспечивало СССР лидирующие позиции в физическом воспитании граждан и в спорте высших достижений, то за годы реформ она, по сути дела, была брошена на произвол судьбы. Достаточно сказать, что за это время было несколько реорганизаций высших органов, отвечающих за развитие сферы, и сменилось шесть руководителей федерального органа управления. В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Список литературы.
1. Vamplew Wray. Pay Up and Play the Game. Professional Sport in Britain, 1875-1914.-Cambridge, 1988.
2. Серебряков А. В., Пономарев H. И. Социология спорта США на службе капитализ¬ма. — М., 1987; Роль правительств ведущих капиталистических стран в развитии физиче¬ской культуры и спорта. Под ред. С. И. Гускова. — М., 1987; США: Спорт и правительство. Под ред. В.М. Зицорского. — М., 1988.
3. A Pageant of Youth – Moscow, 1939
4. Mason Tony. Association Football and English Society, 1863-1915. — Sus¬sex, 1980.
5. Waters Chris. British Socialists and the Politics of Popu¬lar Culture. — Palo Alto, 1990.
6. Hoberman John. Sport and Political Ideology. — Austin, 1984.
7. Weber Eugen. France: Fin de siecle. — Cambridge, Mass., 1986.
8. М. Горький. Несвоевременные мысли. — Москва.: «Издание Союза Журналистов СССР, Ассоциация «Ротация»», 1990 г.
9. Adorno Theodor. Introduction to the Sociology of Music. — New York, 1976.
10. Stites Richard. Revolutionary Dreams: Utopian Vi¬sion and Experimental Life in the Russian Revolution. — Oxford, 1989.
11. Huizinga Johan. Homo Ludens: A Study of the Play Element in Culture. — London,
1949.
12. Dunham Vera. In Stalin’s Time. Middle-Class Values in Soviet Fiction. — Cambridge, 1976.
13. MacAloon John J. This Great Symbol: Pierre de
Coubertin and the Origins of the Modern Olympic Games. — Chicago, 1981
14. Ortega-y-Gasset. The Revolt of the Masses. — New York, 1932.
15. Scheler Max. Ressentiment. — Glencoe, 1961.
16. Троцкий Л. Водка, церковь и кинематограф. -Правда. 1923. 12 июля.
17. Mally Lynn. Egalitarian and Elitist Visions of Cultural Transformation: The Debate in the Proletkult Movement //M. Ferro and S. Fitzpatrick, eds. Culture of Revolution. — Paris. 1989.
18. Riordan James. Sport in Soviet Society. — Cambridge, 1977.
19. Луначарский А. В. Мысли о спор¬те. — М., 1930.
20. Siegelbaum Lewis Н. Stakhanovism and the Politics of Productivity in the USSR, 1935-1941. —Cambridge, 1988.