Дополнительная образовательная программа МБУ «ВСШОР» «История физической культуры»
6 ноября 2019Занятие 1 Первые Олимпийские игры современности (1896 год Афины, 1900 год Париж , 1904 год Сент-Луис, 1908 год Лондон, 1912 год Стокгольм)
МБУ «ВСШОР» начинает свою дистанционную бесплатную программу по истории физической культуры. Преподавать программу в виде онлайн уроков, текста на сайте, контрольных вопросов будут Алешин Максим Александрович и руководитель образовательного подразделения нашей спортивной школы Мастер спорта международного класса по легкой атлетике, участница двух Олимпиад (Пекин 2008, Лондон 2012) Кондакова Юлия Андреевна, а также тренеры МБУ «ВСШОР» и приглашенные гости. Наше видео к этому уроку монтируется и будет выложено завтра.
Начинаем мы нашу программу у памятника Петра Францевичу Лесгафту
ЛЕСГАФТ Пётр Францевич
21 сентября (3 октября) 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября (11 декабря) 1909, Гелуан (Египет)
Российский биолог, врач-гигиенист, педагог, деятель образования, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании.
Родился в семье ювелира немецкого происхождения Петера Карловича (Иоганна-Петера) Лесгафта. Получил домашнее начальное образование, в 1846—1854 учился в петербургских немецких училищах Св. Петра («Петришуле») и Св. Анны («Аннешуле») (в 1851 недолгое время был учеником аптекаря), затем в Медико-хирургической академии (1855—1861). Увлекался анатомией, был одним из лучших учеников, затем ассистентом профессора В. Л. Грубера. В 1868 после получения докторских степеней по медицине и хирургии был приглашен на должность заведующего кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1870 впервые в России принял женщину (ученицу акушерского класса Е. С. Мужскову) на должность ассистента кафедры анатомии; в том же году из-за конфликта с руководством учебного округа вынужден был покинуть университет.
В 1870 вернулся в Петербург, занимался изготовлением анатомических препаратов, вёл научную работу в области патологической анатомии, теории физического образования. В 1872—1874 руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии, одновременно служил мелким чиновником в Медицинском департаменте, участвовал в борьбе с холерой в Киевской и Могилёвской губерниях, работал врачом-консультантом в частном врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда.
Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), работал в Главном управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1875—1876 в заграничных командировках: посетил 13 стран, исследовал учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики.
Здесь мы немного отвлечемся от автобиографии П.Ф. Лесгафта и расскажем, что же всё-таки происходило в это время в России с физическим воспитанием в школах. В ноябре 1864 г., во время славного двадцатилетия реформ Александра II, положивших начало капитализации России, вышел новый устав гимназий и прогимназий министерства народного просвещения, который уже предусматривал штатного преподавателя гимнастики. Учебные заведения должны были иметь гимнастические снаряды, а врачам вменялось в обязанности наблюдать за занятиями с тем, чтобы упражнения содействовали правильному физическому развитию и укреплению сил молодежи. Правда занятия гимнастикой не были обязательным предметом и проводились только для желающих. Кстати, именно в этом “необязательном” отношении к физическим упражнениям нужно, на наш взгляд, искать субъективные причины того, что в течение долгих лет спортивные соревнования, сам дух состязаний на спортивных аренах были чужды российскому обывателю, а следовательно о развитии спорта в нашей стране в то время можно было только мечтать. С 1871 г. гимнастика становится обязательным предметом для пансионеров (детей, живущих во время учебы не дома, а при учебном заведении), для остальных же учащихся она оставалась необязательной. Зато преподавалась для всех учащихся бесплатно. Для распространения физической культуры (конкретно — гимнастики) в учебных заведениях России большое значение имели военные реформы царя — освободителя крестьян. В связи с принятием закона о всеобщей воинской повинности (1874 г.) резко возросло количество людей, которые должны были пройти воинскую службу. Именно тогда, с целью подготовки учащихся к службе в армии руководители военного ведомства ввели обязательные занятия гимнастикой во всех видах средних школ. Но отсутствие необходимого количества преподавателей не позволило сразу же начать проводить уроки физической культуры (гимнастику) в большинстве школ. Эти уроки не получили распространения и уже в 1876 г., вследствие перегруженности учебного плана сначала в Петербургском, а затем и в других учебных округах часы на военную подготовку и гимнастику были сняты и было предложено проводить занятия с учениками физическими упражнениями (по физическому воспитанию) в большую перемену между уроками ежедневно по полчаса. Однако армии нужны были резервы здоровых молодых людей, и уже в 1889 г. по предложению военного министерства гимнастика стала обязательным предметом в средних и рекомендующимся предметом — в начальных учебных заведениях. Вот только существовавшие в ту пору циркуляры, наставления и инструкции по гимнастике сводили ее фактически к строевым упражнениям и военной муштре, которая отбивала всякое желание к занятиям у учеников и не приносила никакой пользы их физическому развитию.
Именно с этими реформами, проводимыми в дореволюционной России и была связана деятельность Петра Францевича. В 1877—1882 он руководил организованными им при 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. Был инициатор открытия 6-месячных курсов преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях (1881). В 1886—1897 читал лекции по анатомии на естественном факультете Санкт-Петербургского университета и на Рождественских курсах лекарских помощников. Принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию (с 1893); организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей.
В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибирякова открыл Биологическую лабораторию, (рядом с которой мы и снимали свой урок) при которой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (в 1896—1910 редактор). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования — одного из наиболее демократичных учебных заведений России, куда принимались лица любой национальности, общественного положения и вероисповедания. Революционные настроения в среде воспитанниц стали причиной закрытия Курсов правительством в январе 1905. В 1901—1902 за организацию письменного протеста 99 общественных деятелей против расправы над студентами — участниками антиправительственной демонстрации на Казанской площади — был выслан из Санкт-Петербурга (жил в Териоках, ныне Зеленогорск). Во время революции 1905—1907 в своём доме разместил Исполнительный комитет Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов. В 1905/06 учебном году в помещении бывших Курсов открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты правительством в 1907, нелегально существовали до 1912). В 1909 из-за тяжёлой простуды и заболевания почек отправился на курорт Гелуан близ Каира, где и скончался. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.
Главным принципом образовательной теории называл единство физического и умственного развития человека. Как и И.М. Сеченов, в соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями, рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение придавал подвижным играм как средству формирования характера ребёнка.
Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию детей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Считал, что наследственным является лишь темперамент; формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер — от активности и волевых проявлений самого ребёнка.
Критически относился к фребелевским детским садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей, противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Полагал, что методы обучения должны, прежде всего, исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последовательной постановкой новых задач, культивировать познавательные потребности ребёнка. Подчёркивал значение отвлечённого научного понятия в познавательной деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.
После 1917 научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта, а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов — Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (ныне Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Францевича Лесгафта)
В 1896 году, в тот же год, когда в Санкт-Петербурге П.Ф.Лесгафтом были открыты Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, в Афинах были проведены первые Олимпийские игры современности, инициатором и вдохновителем которых стал барон Пьер де Кубертен. В I Олимпийском турнире 1896 года спортсмены царской России не участвовали, так как не имели средств на поездку в Грецию. По той же причине они не участвовали во II (Париж) и III (Сент-Луис) Олимпиадах. Впервые русские спортсмены приехали на Олимпийские игры 1908 года в Лондон. Их было всего пятеро, и трое из них завоевали медали — одну золотую и две серебряные. Николай Панин-Коломенкин одержал победу в соревнованиях фигуристов, а борцы классического стиля Андрей Петров и Николай Орлов были вторыми в своих весовых категориях.
В 1912 году в Стокгольм, на V Олимпийские игры, приехали уже 178 русских спортсменов, в числе которых было много москвичей. Однако из-за недостаточной подготовки команда России заняла лишь 15 место.
Давайте остановимся и расскажем об этом подробнее.
Спортивные соревнования под названием «Олимпийские игры» проводились еще в Древней Греции, в Олимпии (город в северо-западной части Пелопоннеса, который в прошлом был важнейшим религиозным и спортивным центром Греции) Об Олимпийских играх Древней Греции мы расскажем на следующих уроках. Идея же возрождения Олимпийских игр была предложена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном в связи с интересом общества к археологическим открытиям в Олимпии. Проект возрождения Олимпийских игр де Кубертен изложил в своем докладе 25 ноября 1892 года в Сорбонне. Принципы, правила и положения игр определила Олимпийская хартия, утвержденная в июне 1894 года Международным спортивным конгрессом в Париже. Согласно хартии, Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях; по отношению к странам и отдельным лицам не допускается дискриминация по расовым, религиозным или политическим мотивам. На том же конгрессе было принято решение о проведении первых Олимпийских игр современности в 1896 году в Афинах. Для этого был создан Международный олимпийский комитет (МОК). На первых Играх в Афинах 6-15 апреля 1896 года было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах спорта (борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, тяжелая атлетика, теннис, фехтование).атлетика, теннис, фехтование). Участие в соревнованиях приняли 241 спортсмен из 14 стран. На этих Играх были заложены такие традиции, как исполнение олимпийского гимна, участие в церемонии открытия главы государства, принимающего игры, и награждение победителей в последний день соревнований. Афинская Олимпиада стала крупнейшим спортивным событием своего времени. С тех пор международные соревнования, известные как летние Олимпийские игры, проводятся каждые четыре года (исключение составили периоды Первой и Второй мировых войн). Место проведения Игр выбирает МОК, причем право их организации предоставляется городу, а не стране.
С 1900 года в Играх начинают принимать участие представительницы прекрасного пола. В 1908 году в Лондоне впервые в истории Олимпиад были проведены отборочные соревнования, и зародилась традиция шествия команд-участниц под национальными флагами. Тогда же получил распространение неофициальный общекомандный зачет — определение места, занятого командами, по количеству полученных медалей и набранных в соревнованиях очков. В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме впервые использовался фотофиниш. В 1920 году на Олимпиаде в Антверпене /Бельгия/ первый раз в истории игр был поднят олимпийский флаг, а участники соревнований приняли олимпийскую клятву. С 1924 года проводятся зимние Олимпиады. До этого некоторые зимние виды спорта включались в программы летних Олимпиад. Так, первенство по фигурному катанию на коньках в рамках Олимпиады впервые было разыграно в Лондоне в 1908 году, а первый олимпийский турнир по хоккею с шайбой состоялся в 1920 году в Антверпене. Первоначально зимние Олимпиады проводились в один год с летними, в 1992 году сроки их проведения были сдвинуты на два года. Зимние Олимпиады имеют свою нумерацию. При проведении Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме была заложена традиция зажжения огня. На играх 1932 года в Лос-Анджелесе впервые специально для участников была построена «олимпийская деревня». С 1936 года мир следит за эстафетой олимпийского огня. На телевизионных экранах Олимпиада впервые появилась там же на играх в Берлине в 1936 году. Чтобы соревнования атлетов смогло увидеть, как можно больше людей, по всему городу были установлены экраны. На домашние телевизоры игры впервые транслировались жителям Лондона в 1948 году. В 1956 году Олимпийские игры передавались уже на все европейские страны, а начиная с 1964 года — на все континенты.
Давай те все-таки вернемся к первой для российских спортсменов Олимпиаде в Лондоне. Кроме победы Николая Панина-Коломенкина, она запомнилась еще рождением изречения «главное не победа- главное участие» Во время службы в лондонском соборе Святого Павла уже после Олимпийских игр епископ Пенсильванский вспомнил о трагической истории марафонца Дорандо Пиетри, который упал перед самой финишной ленточкой. Итальянскому кондитеру помогли доковылять до финиша, но помощь его и подвела: за нее судьи дисквалифицировали Пиетри. Утешая неудачливого итальянца, а вместе с ним всех проигравших на Олимпиаде в Лондоне, епископ произнес исторические слова, которые позже безосновательно приписали Пьеру де Кубертену. «Главное – не победа, – сказал мудрый священник, – главное – участие». Фраза с тех пор стала одиннадцатой заповедью спортсменов-олимпийцев – тех, кто не поднялся на пьедестал почета. Кстати о марафоне. В 490 году до нашей эры состоялась битва у древнегреческого города Марафон, после чего воин Фидиппид помчался в Афины, чтобы объявить о долгожданной победе, но был так измучен бегом на длительную дистанцию, что упал бездыханным после выполнения своей миссии. Собственно, с этого и появилось понятие марафонского бега. В 1896 году уже на первые Олимпийские игры был включен и марафон, победу в нем, как ни странно, одержал спортсмен из Греции. Свою 40-километровую дистанцию он пробежал за 2 часа 58 минут и 50 секунд. Почему первый олимпийский марафон был короче? Дело в том, что официальное расстояние 42 км 195 метров утвердили лишь в 1921 году, а до этого оно менялось в зависимости от разных условий.
Расскажем немного и об Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. Россияне в количестве 178 человек отправились на эту Олимпиаду участвовать практически во всех дисциплинах, но завоевали всего 5 медалей: 2 серебряных (стрельба и греко-римская борьба) и 3 бронзовых медали (академическая гребля, парусный спорт и стрельба по подбрасываемым голубям). Следует отметить, что российские и финские спортсмены выступали отдельно, хотя тогда Финляндия входила в Российскую Империю, финская же делегация завоевала 26 медалей: 9 золотых, 8 серебряных, 9 бронзовых, заняв по этому показателю четвертое место после США, Швеции и Великобритании. Конечно, все должны помнить историю серебряной олимпийский медали, выигранной российским борцом Михаилом (Мартином) Клейном. В полуфинале он провел самую длинную схватку за всю историю борьбы с двукратным чемпионом мира финном Альфредом Ассикайненом. Они боролись 10 часов 15 минут чистого времени (всего же поединок длился почти 12 часов). Победил Клейн. В обычной жизни он работал почтовым рассыльным в Эстонии (тоже входила в состав Российской Империи). На следующий день Клейн должен был бороться за первое место со шведом Класом Юханссоном, но истощенный борец и с травмированной рукой не смог бороться в финале и занял второе место. Кроме несогласованности действий при отборе спортсменов на эту Олимпиаду, различном толковании правил были и другие причины неудачного выступления наших спортсменов. Принципов «Честной игры» или «Фейр-пле́й» в то время придерживались не всегда. Достаточно сказать, что упомянутому выше Клейну не предоставили лишнего дня отдыха, о котором он просил перед финалом, да и турнирная сетка была составлена так, что наш борец провел до финала восемь схваток, а его соперник всего две. Хотя после этого правила борьбы были значительно изменены.
А какие ВЫ знаете примеры Фейр-пле́й или Честной игры в спорте. Напишите нам на почту navigator47vshor@yandex.ru Пришлите текст, видео или ссылку с примерами Честной игры в спорте и мы выложим это на нашем канале и сайте. Те, кто посмотрит наш видео урок сможет узнать об еще одном конкурсе с призами.